|
Главная / Публикации / Р. Тараборелли. «Мэрилин Монро: тайная жизнь самой известной женщины в мире»
Наташа
Наташа Лайтесс, которой в 1948 году было тридцать пять лет, рассказывала, что, когда Мэрилин Монро 10 марта 1948 года появилась в ее кабинете, на ней был красный шерстяной жакет и очень короткое платье с глубоким вырезом. Она назвала это «одеждой для проституток». Когда Наташа познакомилась с Мэрилин, ее подозрения насчет недостатка уверенности подтвердились. Наташа сказала, что Мэрилин была «неспособна найти утешение в собственной незначительности». Наташа была яркой личностью. Высокая и тонкая, как карандаш, с очень бледным лицом, что наводило на мысли о каких-то проблемах со здоровьем. Ее темные глаза с угрозой смотрели на окружающий мир, и она редко улыбалась. Она была настоящей актрисой и преподавателем актерского мастерства — все, что она когда-либо говорила об актерском искусстве, было, по ее мнению, правильным и невероятно важным. У нее было невероятное самомнение, и она строго судила любого, с кем сводила ее жизнь. Она также считала себя великим учителем. В то время Мэрилин нужен был кто-то достаточно сильный, на кого она могла бы опереться, — вторая Грейс Годдард, которая могла бы при этом не только мечтать о том, что Норма Джин станет звездой. У себя дома, в кабинете, Наташа собрала внушительную библиотеку по шоу-бизнесу, и Мэрилин начала глотать эти книги одну за другой. Две женщины проводили бесконечные часы, разговаривая об актерском искусстве и о том, как Мэрилин могла бы совершенствоваться. Наташа занималась с Мэрилин дикцией, ее манерой подачи материала, ее стилем. Часть из того, чему Мэрилин научилась у Наташи, впоследствии будет мешать ей при работе в кино. Она преувеличенно артикулировала каждый слог, а также движение губ еще до того, как начинала что-либо произносить, — это последствия ее работы с Наташей. Позднее Мэрилин пришлось переучиваться, избавляясь от этих вредных привычек. То, что было хорошо для комедии, не подходило для исполнения драматических ролей.
В начале работы с Наташей Мэрилин была, можно сказать, чистым листом, на котором любой мог изобразить свое видение актерского мастерства. «Как человек, она была почти полностью лишена силы духа, — говорила впоследствии Наташа о Мэрилин. — Можно с чистой совестью сказать, что она боялась собственной тени и была отчаянно неуверенной в себе, невероятно застенчивой, она никогда не знала, что говорить. Она все время спрашивала меня: «И что я должна сказать?» Я попыталась заставить ее начать интересоваться самой собой, начать обретать собственный позитивный опыт, но не знаю, удалось ли это. Она боялась окунуться в реальную жизнь. Да. Именно так... Мне кажется, Мэрилин отрицала себя истинную, за исключением своей яркой сексуальной привлекательности, единственного, в чем она была вполне уверена. Она знала, что это работало, — и она была столь же изящна в своей привлекательности, как пловец или балерина».
«Я хочу сделать тебя заново, — сказала Наташа Мэрилин. — Я хочу сделать из тебя великую актрису, задатки которой я в тебе подозреваю, хотя не совсем уверена в этом. Но для этого ты должна полностью подчиниться мне. Ты меня понимаешь?» Лесбийский намек Наташи был совершенно ясен.
Мэрилин все поняла, однако подчиняться она не собиралась. Она подчинилась Джо Шенку и сожалела об этом, несмотря на то, что это стало мощным толчком для ее карьеры. Она сразу решила, что Наташе Лайтесс уступать не намерена. Но отказывать бесповоротно она не хотела — пока.
Между учителем и учеником возникает мощное поле эмоций. Ученик и учитель впитывают эмоции и переносят их в роли, а иногда друг на друга. Однажды, согласно тому, что Наташа написала в своей неопубликованной биографии, она обняла Мэрилин и сказала ей: «Я хочу любить тебя». Мэрилин ответила: «Вы не должны любить меня, Наташа, — по крайней мере, пока вы работаете со мной». В течение многих лет Мэрилин привыкла давать женщинам то, что они хотели — Иде, Глэдис, Грейс. Казалось, что в этот момент она подвела черту. Она отлично поняла, что хочет от нее Наташа, и она не собиралась дать ей это.
В то время Элен Альберт была ученицей Наташи и ее наперсницей. «На фоне Наташи окружающие ее люди часто выглядели блеклыми, — вспоминала она. — То же самое произошло и со мной. Но когда появилась Мэрилин, она затмила всех. Я чувствовала, что Мэрилин должна была уступить, ведь она знала, как Наташа заботилась о ней, но она, как мне кажется, вместо этого просто использовала ее. Это было пыткой для Наташи, а Мэрилин чувствовала себя вполне удобно. У нее был хороший преподаватель, в ее жизни появилась сильная женщина, у которой было чему поучиться, ей можно было подражать. Вы не можете обвинить ее в том, что она хотела продлить это как можно дольше. Однажды я ей это сказала прямо в лоб».
Как рассказывала Элен, однажды она пошла в кабинет Наташи. Когда она пришла, то застала Наташу в слезах. «Я не могу сейчас с тобой говорить», — сказала она. Затем Элен вошла в дом и увидела там Мэрилин. Она сидела на стуле с отстраненным выражением лица.
«Все в порядке?» — спросила она Мэрилин.
Мэрилин продолжала тупо смотреть перед собой.
«Мэрилин? С тобой все в порядке?»
«Нет, — наконец ответила Мэрилин, как будто вернувшись издалека. — Боюсь, что Наташа не знает, что означает слово «нет». Я устала по многу раз объяснять ей это. Почему мы не можем просто заниматься тем, что у нас получается лучше всего, — актерством?»
«Все намного сложнее, — заметила Элен. — И ты отлично знаешь это, Мэрилин».
«Нет, не знаю, — сказала Мэрилин. Она поднялась и встала лицом к лицу с Элен. — Ты ведь не всегда получаешь все, что тебе хочется, верно, Элен? — сказала она. — Я хотела очень многого, но не получила почти ничего из того, что хотела. Знаешь, что я думаю? Я думаю, что Наташа испорчена. Я думаю, что она всегда получала то, что ей хотелось, и теперь она не знает, как жить, когда она не может добиться желаемого».
Было ясно, что Мэрилин не только потеряла терпение, отвечая на домогательства Наташи, но также и то, что она была холодна к ней и не отвечала на ее чувства. Мэрилин много лет подавляла свои эмоции и пыталась стать тем, кого хотели в ней видеть другие люди, поэтому теперь она не могла понять, почему Наташа не способна сейчас сделать то же самое. Она собрала свои вещи и перед отъездом зашла к Элен. «Если увидишь ее, скажи ей, что мне очень жаль, — сказала она, — но я ничего не могу с этим поделать. Скажи ей, что я надеюсь, что она продолжит работать со мной, но, если нет, я постараюсь понять ее». Сказав это, она повернулась и ушла.
«Это правда, что мои чувства, вся моя жизнь была в ее руках, — сказала Наташа Лайтесс много лет спустя. — Я была старше ее, я была ее учителем, но она знала глубину моей привязанности к ней и эксплуатировала эти чувства так, как может делать только молодой и очень красивый человек. Она сказала, что нуждается во мне. Увы, это была неправда. Моя жизнь была постоянным отказом от самой себя».
И все осталось по-прежнему — в течение шести долгих лет.
|