|
Главная / Публикации / А.В. Грачев. «Мэрилин Монро»
Версия 1. Самоубийство
«Мы никогда не узнаем, как она ушла, — пишет Норман Мейлер. — Она вполне могла оступиться, рыдая в самой глубине сердца, так и не найдя ни в ком отклика».
Смерть Мэрилин провела черту между успехом и счастьем, ибо оказалось, что общепризнанные символы — всемирная слава, деньги — отнюдь не отвечают на вопрос, что же такое счастье. Жизнь Мэрилин была доведенной до логического конца игрой в успех, игрой, в которой приняли участие миллионы...
«Самоубийство — печальное и ироническое свидетельство того, — писал «Тайм», — что мисс Монро стремилась к творчеству».
«Нью-Йорк Джорнэл Америкен»: «Монро вошла в джунгли, именуемые Голливудом, и Голливуд переделал ее по своему образу и подобию».
Московские «Известия» комментировали, что «Голливуд породил ее и ее погубил». «Осерваторе Романо» главное обвинение бросил упадку морали, утверждая, что Мэрилин стала жертвой «лучшего пути жизни, в котором Голливуд вынуждал ее быть символом».
Французская «Орор»: «Мэрилин — экранный символ победоносной женщины. Но она была лишь испуганным ребенком, которого Голливуд не сумел избавить от скорби».
Кшиштоф Теплиц — польский кинокритик — писал, что «если бы начать процесс против убийц актрисы, обвиняемыми в этом процессе были бы Голливуд и история кинематографии, развлекательная промышленность и современная эротическая мифология, пресса, радио, реклама, мужчины, женщины, армия, молодежь, а также сама пострадавшая. Это был бы процесс против отрицательных сторон цивилизации XX века с ее концепцией успеха, образа жизни, счастья и любви».
С криминальной точки зрения, случай самоубийства, в сущности, банален. Из рассказа бывшей экономки Мэрилин Юрис Муррей явствовало, что она, проснувшись среди ночи, заметила свет из-под двери спальни Монро и тянущийся туда шнур телефона. Заглянув в окно, она увидела, что хозяйка раскинулась на кровати, как будто спит, а руку держит на телефоне. Она вызвала врача, который, приехав, проник в спальню через окно. Через некоторое время он вышел и сказал: «Мы ее потеряли». Все это занесено в полицейские протоколы. И все эти годы полиция Лос-Анджелеса упрямо, хоть и не столь успешно, отстаивает официальную версию: самоубийство.
Обвинителями Голливуда и звездопоклонничества выступили Брижит Бардо, Ким Новак, София Лорен, Жан Кокто, Генри Хатауэй, Морис Золотов, Лоренс Оливье, Артур Миллер, Лиз Тейлор, Карл Сандберг, Клер Бут Люс, Ив Монтан...
Итак, формула — самоубийство равное убийству — вроде бы удовлетворяла всех: либо Мэрилин убило ее сиротское детство, либо Голливуд, либо мужчины, которые были ей близки, либо «критический» возраст для женщины и т. д. и т. п. Правда, несколько позже Ив Монтан, отвечая на вопросы Джорджо Манцини («Паэзе сера», 5.Х.1966 г.), высказал сомнения: «И, кстати, покончила ли с собой Мэрилин? Об этом даже не известно с достоверностью».
|