|
Детские впечатления
— Мама, Ирэк мешает нам строить «замки»! Скажи ему, чтобы он успокоился!
Мать нехотя открыла глаза.
— Неужели вы не можете играть дружно и дать мне возможность немного позагорать?
На минуту воцарилась тишина.
Наслаждаясь теплыми солнечными лучами, мать вновь закрыла глаза.
— Мама! Ирэк опять все нам портит! — снова жаловался Петрусь на пятилетнего брата.
Петрусю исполнилось семь лет, и он считал себя «большим». В течение всего месяца, проведенного у моря, он выбирал себе товарищей только среди мальчиков школьного возраста, игнорируя младшего брата.
Петрусь постоянно подчеркивал свое старшинство, вызывая у Ирэка чувства ревности и агрессивности. Младший брат все время пытался мешать в играх старшим ребятам. Петрусь был мальчик спокойный, никогда не проявлял агрессивности и в ответ на поведение брата только обращался к родителям с просьбой о вмешательстве.
Мать беспокоили сильные эмоциональные реакции Ирэка, так как они проявлялись не только в отношениях с братом, но и с другими детьми. Ирэк глубоко переживал содержание увиденных им кинофильмов, прочитанных ему книжек. Он неожиданно, почти без причин разражался плачем или начинал веселиться. Уж если он радовался, то очень бурно, если же пугался, то слишком сильно.
* * *
Бурные и кратковременные эмоциональные реакции характерны для детей дошкольного возраста. Они еще не умеют владеть собой, скрывать свои переживания. Дети до восьми лет легко возбудимы, их чувства быстро меняются, радость приходит на смену грусти, спокойное состояние уступает раздражению.
В процессе общего развития эмоциональные реакции ребенка изменяются по содержанию и внешнему проявлению. Эти изменения у большинства детей проходят довольно быстро, часто в течение короткого времени. Однако развитие чувств не происходит стихийно, независимо от влияния и воспитательного воздействия окружающей среды.
Чувства ребенка необходимо воспитывать, формировать, искореняя отрицательные явления и закрепляя все положительное, что проявляется в характере ребенка.
Чтобы руководить духовным развитием своих детей, родители должны знать их переживания и эмоциональные реакции. Благодаря наблюдениям, анализу поведения и высказываний ребенка, близкому контакту с ним отец и мать могут знать его переживания, степень проявления его чувств, их влияние на его поступки.
Некоторые особенности проявления чувств связаны с возрастом, с определенным периодом в развитии ребенка. Даже младенец переживает простейшие чувства, такие, как радость и страх. Для детей дошкольного возраста характерна большая сила проявления всех чувств, часто не соответствующая вызывающим их раздражителям. Эти чувства изменчивы, неустойчивы, так как дети дошкольного возраста очень возбудимы.
Ребенок дошкольного возраста переживает то, что связано с настоящим моментом. У него еще весьма незначительно развиты, например, эстетические и нравственные чувства, хотя зачатки их очень часто наблюдаются у дошкольников. Например, ребенок радуется тому, что научился строить из кубиков домик или помог матери убрать со стола, он способен сочувствовать человеку, у которого неприятности, или гордиться победой «своей» футбольной команды.
Младший школьный возраст — это период стабилизации чувств. Постепенно они становятся более прочными, возникают и меняются не так легко и быстро. Ребенок учится сдерживать свои реакции, скрывать свои переживания, не проявлять их внешне. Например, не плачет в школе из-за неудачного ответа, так как не хочет прослыть плаксой, или делает вид, что не боится медицинского укола, чтобы ребята не назвали его трусом. В дальнейшем в связи с умственным развитием ребенка расширяется запас его знаний, опыт общественных контактов. Вместе с ними обогащаются его чувства, проявляясь в виде высших эмоций.
Подростковый возраст изобилует сильными эмоциональными переживаниями, весьма дифференцированными, зачастую довольно прочными, а иногда резко и противоположно меняющимися. Это диаметрально противоположное проявление чувств, легкость перехода от крайнего отчаяния к бурной радости очень характерны для подростков. Сильные и богатые эмоциональные переживания в этом возрасте связаны, с одной стороны, с физиологическими изменениями, происходящими в организме, а с другой — с общественным становлением подростка, с нередкими конфликтами, возникающими у него в это время с окружающими его взрослыми людьми.
Чувства девочек и мальчиков — подростков часто носят эгоцентрический характер, когда особое внимание направлено на собственную личность, на особенности своего организма и психики. В это же время у подростков начинают возникать такие чувства, как дружба и любовь.
Родители, серьезно занимающиеся развитием и формированием чувств своих детей, должны знать основные особенности эмоционального развития ребенка в отдельные периоды его жизни гораздо больше, чем мы попытались рассказать в настоящей главе. При этом надо учитывать, что каждый ребенок развивается своеобразно, с присущими только ему особенностями. Все дети проявляют живые эмоциональные реакции, но у каждого ребенка есть своя индивидуальность.
В анализе эмоциональных реакций своих детей родителям помогают сравнения с реакциями других детей, их ровесников, которые нетрудно наблюдать в детском саду, в сквере, во дворе во время прогулок.
Замеченные при этом различия не должны стать источником беспокойства, так как ребенок может реагировать по-своему, отличаться от своих ровесников. Однако разница в поведении ребенка должна вызвать у родителей вопросы: «Почему наш ребенок отличается от большинства своих ровесников?», «Какие воспитательные задачи вытекают из проведенных наблюдений?»
Чрезмерная пугливость ребенка, его склонность к необоснованному гневу, к зависти, излишняя впечатлительность и большая возбудимость требуют применения специальных воспитательных мер. Не следует прибегать к таким средствам, как угрозы, наказания, запугивания. Эти так называемые воспитательные меры никогда еще не приносили пользы, поэтому лучше навсегда отказаться от них при воспитании вашего ребенка. Особенно вредны они в отношении впечатлительных, эмоциональных и легкоранимых детей. К таким детям надо относиться спокойно, ровно, благожелательно. Когда у них проявляется чувство гнева, злости или испуга, лучше всего реагировать с некоторым юмором, чтобы разрядить напряжение ситуации, не унижая достоинства ребенка.
Впечатлительным детям особенно необходим упорядоченный образ жизни (это желательно для всех детей). Им особенно вредна атмосфера нервного напряжения и конфликтов. Ежедневно они должны отдыхать на свежем воздухе, среди природы. Кинофильмы и телевизионные программы возбуждают ребенка значительно сильнее, чем книги. Например, некоторые впечатлительные дети после просмотра футбольного матча долго находятся в состоянии сильного возбуждения.
Степень переживаний и эмоциональных реакций невозможно измерить (как, например, рост и вес). Однако бурное, безудержное проявление чувств наравне со слишком слабыми эмоциональными реакциями должно вызывать беспокойство родителей.
Изучая эмоциональное развитие детей, следует обращать внимание на характер чувств, которые переживает ребенок. Преобладают ли такие чувства, как радость, отзывчивость, удовольствие, или же чаще проявляются страх, гнев, печаль, грусть, зависть? Склонность к развитию нежелательных чувств должна также вызывать беспокойство родителей и стремление выявить породившие их причины. Однако выводы должны основываться па тщательном систематическом наблюдении, изучении и обдумывании всех особенностей ребенка. Есть дети всем в жизни довольные, они никогда не злятся, ничего не стыдятся, никого не пугаются. Могут ли такие реакции ребенка радовать родителей? Конечно, нет.
Иногда положительные влияния на ребенка оказывают такие чувства, как страх перед плохой отметкой или неприятностью, которую он может причинить родителям своим поступком. Если чувство страха при этом было единственным или главным мотивом поведения ребенка, родителям следует обратить внимание на это как на отрицательное явление. Чувство стыда также может положительно влиять на развитие ребенка. Однако повышенная стыдливость, которая проявляется у некоторых робких детей, очень вредна.
Желательно, чтобы родители обращали внимание на содержание переживаний ребенка. Какие предметы, события, ситуации, какие люди вызывают у него эмоциональные реакции?
Улыбка, выражающая удовольствие от удовлетворения чувства голода, характерна для младенца. Но и грудной младенец через несколько месяцев жизни начинает улыбаться при появлении матери или плакать, оказавшись один в комнате. Радость от присутствия матери свидетельствует о появлении у ребенка первых чувств.
Позже ребенок способен испытывать более сложные чувства, например, радоваться своей отличной отметке, похвале, подарку или хорошей отметке, полученной товарищем. Следует обращать внимание на то, относится ли эта радость только к своему успеху или к одному избранному им товарищу или охватывает более широкий круг ровесников, например весь класс: «В нашем классе все хорошо учатся», «Наш класс наградили». А может быть, ребенку безразличны дела класса, школы и даже самого близкого товарища? Может быть, его огорчают, вызывают зависть и злость чьи-то успехи и достижения? Есть дети, которые любой ценой хотят быть самыми лучшими учениками, единственными в классе. Неудачи товарищей их радуют: «Весь класс получил двойки, а я один — пятерку!»
Активно участвовать в формировании личности ребенка, его лучших человеческих качеств могут те родители, которые хорошо знают эмоциональные переживания своих детей, знают их радости и огорчения, знают причины, породившие в какой-то ситуации гнев и возмущение или выявившие в ребенке самые положительные чувства, то есть надо знать источники переживаний.
Если на вопрос: «Каков наш ребенок?» — родители вынуждены ответить в какой-то степени отрицательно, в первую очередь надо ответить на другой вопрос: «Почему он таков?» Может быть, мы сами воспитали его таким? Может быть, с первых лет его жизни не обращали его внимания на нужды других людей, не воспитывали у него желания оказывать людям помощь, делиться с ними тем, что есть у него? Может быть, одаряя свое дитя игрушками, предостерегали: «Играй сам, никому не давай, а то сломают такой красивый автомобиль. Отец купил его только для тебя. У твоих товарищей такого наверняка нет». Может быть, давая ребенку в школу бутерброд с ветчиной и апельсины, говорили: «Обязательно съешь сам, ни с кем не делись. Апельсины дорогие»? Возможно, что позиция вашего ребенка отражает взгляды взрослых членов семьи, которые никого не обижают, никому не причиняют вреда, но и не склонны кому-то оказывать помощь, живут в тесном кругу своего дома, заботятся лишь о своем благополучии.
Размышления об общественной позиции ребенка, о содержании его общественных чувств должны привести нас к анализу характера нашего ребенка, возможно, к пересмотру нашего поведения как воспитателей и тогда уже пересмотру нашей жизненной позиции. Ибо развитие индивидуальности ребенка, его личности в значительной степени находится под воздействием окружающих людей, которые вольно или невольно, порой совсем неосознанно формируют характер ребенка.
Большое значение имеют первые детские впечатления. Они зависят от внешнего вида игрушек, книг, тетрадей, комнаты, всей квартиры, от своего внешнего вида, от красоты окружающей его природы и изделий человеческого труда. Способен ли наш ребенок остановиться на минуту в лесу, чтобы вслушаться в шум деревьев, восхититься красотой неба, красками цветущего сада или опадающих листьев в осеннем парке? Если ребенок редко общается с природой, он тем более должен замечать ее красоту и прелесть. А сколько детей, очутившись за городом, заглушают шум леса пронзительной мелодией, льющейся из транзисторного радиоприемника! Сколько детей безразлично проходят мимо красот природы, бессмысленно обрывая цветы и ломая деревья!
Описание природы в книге, кадры кинофильма, показывающие красивые уголки земли, нередко встречаются нашими детьми нетерпеливым пожатием плеч: «Ну и скука, ничего интересного не происходит: не стреляют, не дерутся, не воюют».
Чем раньше мы обратим внимание на эстетическое воспитание своих детей, тем больше в будущем будет возможностей для правильного влияния на формирование их личности. Следует специально создавать ситуации, в которых могут возникать и воспитываться эстетические чувства. Если ребенок со средними, например, музыкальными способностями слушает концерты, соответствующие его уровню развития, участвует в занятиях музыкой, он не только получает музыкальные знания, но и развивает свою музыкальную культуру. Подобное воспитание можно осуществлять и в отношении других областей искусства.
Работа над развитием эстетических чувств ребенка проводится в детских садах, в школах, на внешкольных занятиях.
Наблюдая за развитием чувств у детей, надо обращать внимание еще на одну проблему. Детям доставляет удовольствие процесс изучения, созидания. Тогда мы говорим об удовольствии, которое возникает под влиянием деятельности, стремления к достижению цели. Однако бывает и так, что окончание какого-то дела вызывает у ребенка вздох облегчения: «Наконец-то сделал» (читай: «Отделался, с плеч долой!»). Удовольствие от своего труда ребенок испытывает тогда, когда работает увлеченно, независимо от того, решает ли он математическую задачу или кроссворд, катается ли на коньках, на санках или играет на музыкальном инструменте.
Во время просмотра интересной телевизионной программы, кинофильма, чтения любимой книги или детского журнала у ребенка также возникает чувство удовольствия. В этом случае можно говорить о потребительском удовольствии.
У большинства нормально развивающихся детей преобладают чувства, связанные со стремлением действовать, созидать. Однако есть дети, чаще всего подростки, настроенные, прежде всего на пассивное пользование результатами чужого труда, предпочитающие бездействие. Такая позиция подрастающего человека должна тревожить родителей, ибо чаще всего она возникает не из постоянных («врожденных», без тени сомнения говорят некоторые папы и мамы) черт характера ребенка, а из-за ошибок, допущенных в воспитании.
Большинство детей отличается внешней подвижностью, активностью. Деятельность доставляет им удовольствие. Но очень часто чрезмерно любящие их родители, бабушка и дедушка «выручают» ребенка: приводят в порядок разбросанные игрушки, книги, подают ложечки и тарелочки, помогают в уроках, аргументируя это тем, что «ребенок устал» (так как слишком долго смотрел телевизор), «у него много уроков», «он перегружен внешкольными заданиями». Поступают так не только родители, которые располагают временем (но работающие мамы), бабушки, занятые исключительно внуками, но и работающие отцы и матери (им дорога каждая минута).
Такое поведение чаще всего вытекает из-за неверно понимаемой любви к ребенку, источники которой бывают самые разнообразные. Как правило, такая любовь свойственна родителям, имеющим только одного ребенка (а их ныне, к сожалению, становится все больше и больше). Они изливают на свое дитя все имеющиеся у них запасы чувств. Чрезмерная любовь к детям, выражающаяся в устраненни из их жизни всех препятствий и трудностей, проявляется часто у тех родителей, которые сохранили тяжелые воспоминания о собственном детстве: пережитые война и трудные послевоенные годы.
Пониженные требования к самообслуживанию, к выполнению поручений по домашнему хозяйству предъявляют также родители, уделяющие чрезмерное внимание умственному развитию своего ребенка или аттестату с отличными отметками. Такие родители воспитывают детей односторонне, делая из них «маленьких ученых», которым все окружающие люди должны помогать, а их задача состоит только в учебе.
Такие дети быстро привыкают к созданному в семье положению, при котором дома у них нет никаких обязанностей, а есть только привилегии. У них легко развивается потребительское отношение к жизни: только брать и ничего не давать.
Если родители замечают тенденцию к подобной позиции, необходимо проанализировать ее истоки и пересмотреть свои действия как воспитателей. Постепенно повышая требования к ребенку, включая его в общую жизнь семьи, в выполнение домашних обязанностей, способствуя его активности, можно исправить эти существенные пробелы воспитания. Ребенок должен понимать, что он обязан способствовать в меру своих возможностей созданию тех благ, которыми он пользуется.
Родителей должна также интересовать устойчивость чувств их ребенка, которая, как мы уже упоминали, зависит от возраста (чем меньше лет, тем кратковременнее чувства) и от индивидуальных особенностей развития. У одних детей уже в школьном возрасте наблюдается устойчивость чувств, у других, наоборот,— легкая и быстрая перемена чувств. У последнего типа детей в зрелые годы проявляется неприятная для окружающих людей склонность менять сбои эмоциональные реакции под влиянием разных причин, зачастую трудноуловимых. Подобная лабильность в некоторой степени зависит от типа нервной системы. С помощью воспитательных мер можно помочь ребенку, особенно старшим детям, пробудить критическое отношение к себе, вызвать желание научиться владеть своими чувствами, стремиться к их постоянству.
Родителей, однако, должно беспокоить и излишнее постоянство нежелательных чувств, склонность к их «разжиганию». Есть дети, например, очень долго испытывающие неприязнь к человеку, когда-то их обидевшему. Они вновь и вновь переживают чувство обиды, не могут с ним справиться.
Приведем пример. Агата — новая ученица — пришла в четвертый класс. Дети в первые же дни заметили, что она левша, и стали донимать ее насмешками. Потом одноклассники изменили свое отношение к девочке, но она не могла простить им их первоначального отношения. Внешне Агата не проявляла неприязни к товарищам. Однако когда после окончания школы классная руководительница, вручая ей аттестат, спросила:
— Наверное, тебе жалко расставаться со школьными друзьями?
Девочка ответила:
— Какие там друзья! Я рада, что их больше не увижу. Никогда не забуду, как они дразнили меня в четвертом классе. Я помню все их слова, все прозвища.
Постоянство желательно, если оно касается позитивных чувств — отзывчивости, благодарности, доброжелательности, симпатии и т. п. Если же постоянство проявляется в негативных чувствах, следует задуматься об эмоциональном развитии ребенка. Надо учить его самовоспитанию, умению не придавать значения некоторым явлениям, ситуациям, стараться о них забыть, устранить из своего сознания.
У Агаты негативные чувства к товарищам по классу не проявлялись в ее поведении, однако сохранялись очень долго, и девочка не хотела о них забывать.
Дети порой не могут контролировать свои чувства. Ребенок завидует товарищу — обладателю игрушки, поэтому ее отбирает. Школьник завидует однокласснику, получившему отличную отметку, обижает его, но боится наказания, поэтому начинает громко плакать или убегает. Такое поведение характерно для большинства детей младшего возраста. Постепенно подобные чувства исчезают, ребенок учится сдерживать себя.
У одних детей умение сдерживать себя развито слабо. Они склонны к импульсивным действиям по любому, самому незначительному поводу. У такого ребенка не воспитана сдержанность, способность сначала подумать, а потом действовать.
У других детей эмоциональные реакции достаточно сильны, но они не оказывают никакого влияния на их действия. Эти дети расстраиваются, потому что получили плохую отметку или кого-то обидели. Они могут глубоко переживать случившееся, даже расплакаться, но абсолютно ничего не сделают для того, чтобы исправить отметку или извиниться перед товарищем. Ребенок может огорчаться из-за того, что мама плохо себя чувствует, однако ничем ей не поможет, не облегчит ее работу. Нелегко устранять подобные недостатки воспитания, но делать это необходимо.
А помочь в этом деле может серьезное изучение эмоционального развития ребенка, изучение не ради поверхностного знакомства, а для того, чтобы лучше понять поведение ребенка в различных ситуациях, чтобы знать, как вести себя с ним, как способствовать воспитанию его чувств.
Формирование личности должно быть всесторонним. Если ограничиться заботами об умственном развитии, то можно воспитать человека, может быть, и образованного, но нравственно неполноценного. Слабое эмоциональное развитие чувств, отсутствие впечатлительности затрудняют общение с людьми, как в личной, так и в общественной жизни, приводят к конфликтам.
|