Досье
Жизнь Мэрилин...
... и смерть
Она
Фильмография
Фильмы о Монро
Виртуальный музей
Видеоархив Аудиозаписи Публикации о Монро
Цитаты Мэрилин
Статьи

На правах рекламы:

Хостел в екатеринбурге посуточно — хостел в екатеринбурге посуточно (roomy-hostel.com)

Главная / Новости / В Киевской Национальной опере показали, как Мэрилин Монро соблазняет Джордано Бруно

В Киевской Национальной опере показали, как Мэрилин Монро соблазняет Джордано Бруно

9 декабря 2016 года в Киевской Национальной опере Украины состоится премьера современной оперы «Лимб». Лимб в католицизме — это место пребывания душ, не попавших ни в рай, ни в ад, ни в чистилище. В 2007 году за каденцией Папы Римского Бенедикта XVI лимб официально отменили. Опера Джервазони — о последних часах лимба. О том, как вместе оказались шведский естествоиспытатель Карл Линней, итальянский философ Джордано Бруно и американская киноактриса Мэрилин Монро.

Комическая опера одного из крупнейших современных итальянских композиторов Стефано Джервазони «Лимб» написана четыре года назад и ставилась в Париже. Либретто оперы написал Патрик Хан. Солисты в киевской постановке: итальянская певица Анна Пироли, солист французской Тулузской оперы Гийом Дельпи и солист немецкой Гамбургской оперы Виктор Рудь. В либретто — тексты на шести языках, стихи Линнея с его частной переписки рядом с цитатами из Божественной комедии и выдержками из фельетонов австрийского писателя Карла Крауса.

Ее автор, итальянец Стефано Джервазони, родился в 1962 г. в Бергамо. Это один из ведущих композиторов наших дней, начавших музыкальное образование в 1980-м в Миланской консерватории им. Дж. Верди после встречи с Луиджи Ноно. Учился у Луки Ломбарди, Никколо Кастильони и Асио Корги. Стажировался у Дьёрдя Лигети, Брайана Фернехоу, Петера Этвёша и Хельмута Лахенмана — монстров современной музыки. Опера «Лимб» (авторское название Limbus-Limbo) написана по заказу Министерства культуры Франции для Страсбургского ансамбля перкуссии в 2011—2012 гг.

Украинская премьера состоялась благодаря агентству «Ухо», инструментальному Ухо-ансамблю, сценографии Кати Либкинд и другим участникам проекта. Либретто Патрика Хана, написанное на шести языках, использует оригинальные тексты Джордано Бруно, Мэрилин Монро, Карла Линнея, Данте, Фридриха Ницше, Карла Крауса. Главных персонажей три: Тина (по соображениям соблюдения авторских прав так обозначена Мэрилин Монро: исполняет роль итальянское колоратурное сопрано Анна Пироли), Бруно (подразумевается Джордано Бруно: поет французский контратенор Гийом Фигель Дельпеш) и Карл (как бы Карл Линней, шведский естествоиспытатель XVIІI в. — партия поручена резиденту Гамбургской оперы, украинскому баритону Виктору Рудю).

Солисты озвучены через радиомикрофоны, хотя акустика театра и их отличные вокальные данные вполне позволяют обходиться без техники. Это обусловлено необходимостью синхронизации голосов с живым инструментальным сопровождением, заложенными в партитуре электронными инструментами и записями (за электронику отвечала композитор Алла Загайкевич, использовавшая восьмиканальную систему, семплирование и обработку данных в реальном времени). На сцене постоянно присутствуют четверо: Дарья Мельник, Владислав Онищенко, Александр Боднар и Сергей Скульский. Они изображают пребывающие в лимбе души людей и одновременно символизируют «тени» главных героев.

Лимб в католическом богословии — термин, обозначающий «состояние полужизни» и место пребывания душ, которое не является ни раем, ни адом, ни чистилищем. Это и самоощущение главных героев, свойственное их «подвешенному», растерянному, неопределенному статусу. Герои — с их разновекторным мироощущением — не способны не только понимать, но даже услышать друг друга. Мэрилин-Тина — сама чувственность и постоянная рефлексия, она не слышит тех, с кем говорит. Карл — исповедующий научное мировоззрение материалист, рациональный и увлеченный лишь заботами о растениях и животных своего сада. Бруно — воплощение погруженности в абстрактные метафизические философствования. И с такими установками герои «как бы общаются» на протяжении семи картин идущей без антракта постановки.

Опера увлекает, ее интересно слушать и смотреть. Возможно, пребывание в состоянии «лимба» кого-то веселит, но большинству публики пришлось продираться на протяжении часа с четвертью сквозь сложный музыкальный текст, клочковатое содержание и малоподвижную, хотя и нескучную режиссуру. Добавим оформление в виде pop-up выставки художницы Кати Либкинд, среди экспонатов которой проживают остатки своих жизней герои. В финале оперы закадровый голос объявляет об отмене Лимба — «зала вечного ожидания, скуки и сомнений». Это действительно реальное событие: в 2007-м, во время каденции Папы Бенедикта XVI, решением международной теологической комиссии он был официально отменен. Умирать герои не хотят. Но не следовать предписанию «не оставлять личных вещей и покинуть это место» не удается никому — ни героям на сцене, ни их реальным прототипам...

Музыка оперы столь же абстрактно-атональна, как ее философия. Вокальных распевов почти нет — певческая и инструментальная ткань излагаются с пуантилистической обрывистостью и стохастической схоластикой. Редкими тональными оазисами служат несколько цитат-пародий на Монтеверди, Лахенмана, Оффенбаха, Уэббера. Опера сложна философскими абстракциями, запутанным психологизмом, музыкальной многослойностью и полижанровостью. С первого раза «услышать» ее непросто. Большой радости «уху» она не предоставляет. Скорее, дает пищу для ума — и во время спектакля, и по окончании.

Как зачастую в современной музыке, конечный «чистый продукт» постановки весьма зависим не только от авторов, но и от мастерства участников процесса. В малопригодном для демонстрации вокальных умений тексте голоса трех солистов прозвучали великолепно. Отличное сопрано Пироли, ясный светлый контртенор Дельпеш и выразительный сильный баритон Рудь, кажется, объединили разрозненность партитуры в общий поток.

Отдельно несколько слов о Викторе Руде. Он киевлянин, в 19 лет уже окончил с отличием НМАУ как хоровой дирижер. Поработав некоторое время руководителем студенческой хоровой капеллы КПИ, вскоре уехал в Лондон, где стал студентом вокального факультета Королевской академии музыки. По окончании стажировался в Staatsoper Berlin, был принят постоянным солистом Гамбургской государственной оперы. Поет ведущие партии в Гамбурге, отвечает на предложения других европейских театров. На сцене Национальной оперы выступил впервые. Дебют оказался неординарным, но тем более ценным.

Огромный пласт сложнейшего текста одолели, подняли и донесли итальянский дирижер Луиджи Гаджеро и шестеро отличных перкуссионистов: Евгений и Дмитрий Ульяновы, Дмитрий Ильин, Сергей Ризоль, Сергей Кипень и Тарас Куц. Они играли на нескольких десятках и распространенных, и малоизвестных у нас инструментов, часть которых была транспортирована в Киев из дальних стран.

Кроме большого числа ударных, в создании образов главных героев заняты цимбалы — лейттембр Карла (играет Александра Дзенисеня), валторна, воплощающая образ Бруно, и альпийский рог (Евгений Чуриков). И блокфлейта-Тина (на ней играет Катажина Чубек). Партитура сложнейшая, усилия требуются огромные, но спектакль получился. Опера удалась.

 
  Яндекс.Метрика Главная | Ссылки | Карта сайта | Контакты
© 2024 «Мэрилин Монро».