|
Главная / Публикации / Р. Тараборелли. «Мэрилин Монро: тайная жизнь самой известной женщины в мире»
Скандал из-за съемок в обнаженном виде
Через несколько недель после встречи с Джо ДиМаджио у Мэрилин Монро возник кризис в карьере, когда всплыли фотографии, где она была изображена обнаженной для календаря. Эти снимки сделал Том Келли несколькими годами ранее, и Мэрилин упоминалась там как «Мона Монро». Первый снимок вошел в календарь 1951 года — его сделал Джон Баумгарт. Однако никто не увидел связи между обнаженной моделью и Мэрилин Монро — она не была все же настолько известна, и фотографии пошли незамеченными. Однако к 1952 году она была намного более знаменита, снявшись в нескольких значимых фильмах и получив намного больше рекламы от студии. Компания Баумгарта решила снова использовать фотографии Монро для календаря 1952 года, и на сей раз их заметили все. Когда начали циркулировать слухи о фотографиях, руководство «Фокс» поняло, что у них возникла большая проблема. Ни одна актриса никогда не делала ранее ничего подобного, по крайней мере, никто не мог вспомнить ни одного прецедента. «Я была уверена, что это положит конец моей известности, что меня выкинут со студии, что пресса и публика никогда не переживут этот мой грешок», — вспоминала Мэрилин позднее.
Конечно, Мэрилин имела серьезные основания для подобного беспокойства. Отношение на студиях Голливуда к подобным съемкам было невероятно пуританским с тех пор, как вступили в действие инструкции цензуры, принятые в 1934 году. Киностудии типа «20-й век Фокс» вставляли в контракты строгие пункты относительно моральных устоев своих работников, предназначенные для того, чтобы запугать актеров и актрис. Им запрещали, под угрозой увольнения, совершать безнравственные поступки, могущие испортить их имидж или имидж студии, на которой они работали. Однако, несмотря на подобные условия в контрактах, многим актерам и актрисам это не особенно мешало жить в свое удовольствие. Многие знаменитости, вроде Элизабет Тэйлор и Фрэнка Синатры, игнорировали подобные пункты в контрактах. Они делали, что хотели, а временное отстранение от съемок воспринимали как отпуск. Но ни один из них никогда не позировал обнаженным для календаря, который впоследствии окажется практически в каждом доме. Трудно было придумать что-либо худшее, поскольку в тот период американской истории ситуация была весьма напряженной вследствие проникшего во все области жизни страха сенатора Джо Маккарти перед коммунизмом и его неизбежным проникновением в Соединенные Штаты из-за потери страной чувства этики и морали. И при этом Мэрилин Монро позирует на красном бархате, горделиво выставив грудь. По современным стандартам трудно даже вообразить, что эти снимки могли вызвать такой скандал. Они были достаточно скромными: Мэрилин сидела в неудобной, изогнутой позе, закинув руки за голову, с грудью идеальной формы и обольстительно выгнутой спиной. Вот она стоит на коленях, и бедро скромно прикрывает всю нижнюю часть ее тела. Однако в 1952 году общество еще не привыкло к подобным фотографиям знаменитостей, и «Фокс» отреагировала настоящей паникой. Мэрилин вызвали в студию и спросили, действительно ли это ее фотографии. Да, признала она. «Но я думаю, что Том [Келли] снял меня не самым лучшим образом», — добавила она.
Удивительно беспечный комментарий Мэрилин перед руководством «Фокс» по поводу фотографий демонстрирует ее здравый смысл как стратега связей с широкой общественностью, но также и ее изобретательность в стрессовых ситуациях.
Когда это произошло, студия уже наметила интервью Мэрилин с Элин Мосби из ЮПИ. Неужели придется отменить интервью из-за выпуска фотографий обнаженной Мэрилин? Нет, решила Мэрилин. Более того, она встретилась с Мосби и использовала эту встречу для того, чтобы прояснить ситуацию. В указанный день она покорно прошла фотосессию и интервью. Потом она отвела репортера в сторонку. «Мне нужно кое-что обсудить с вами», — прошептала она Мосби. А затем она выдала ей басню о своей печальной жизни, которой она пользовалась много лет, рассказывая любому, кто был готов слушать, насколько трудна была ее жизнь и что она делала, чтобы выжить. «Несколько лет назад, когда у меня совсем не было денег, даже на еду и оплату жилья, — сказала Мэрилин Элин Мосби, — знакомый фотограф попросил меня позировать обнаженной для художественного календаря. Его жена находилась в студии, они оба были очень милы, и я заработала пятьдесят долларов, в которых я тогда очень нуждалась. Разве я сделала что-то ужасное, чего не должна была делать?» — спросила она, и ее глаза наполнились слезами. Она сделала драматичную паузу. «Я никогда не думала, что кто-нибудь узнает меня, — продолжила она, распахнув с удивлением глаза, — а теперь мне сказали, что это может разрушить мою карьеру. Они хотят, чтобы я отрицала, что там изображена я». Затем она добавила: «Но я не могу лгать. Что мне делать?» Элин Мосби не знала, что следует делать Мэрилин, но она отлично знала, что сделает она сама — перед ее глазами уже бежали строчки: «Мэрилин Монро признает, что это она — обнаженная блондинка из календаря». Эта история, которая впоследствии была подхвачена всеми агентствами новостей и циркулировала во всем мире, была одним из наиболее удачных ходов Мэрилин, и в этом повествовании большая часть сведений была правдой (в отличие от некоторых других рассказов Мэрилин). Реакция была быстрой — нация простила ее. И не просто простила — впечатление от снимков, ее интервью и все сопутствующие дебаты сделали ее еще более яркой звездой. В конечном счете, одна из фотографий даже появилась на обложке первого выпуска «Плейбоя», что сразу подняло продажи этого журнала до небес.
Мэрилин никогда не извинялась за фотографии, так же, как она никогда не извинялась за свое плохое воспитание. («Я хочу, чтобы мужчина пришел домой после трудного рабочего дня, посмотрел на этот снимок и мог сказать: «Вот это да!» — заявила Мэрилин.) Она приняла эти фотографии и последующий скандал так же, как принимала трудности своей юности — действительно, эта щекотливая ситуация бледнела по сравнению с тем, с чем ей уже приходилось сталкиваться. Затем она использовала эти снимки так же, как нередко эксплуатировала историю своей жизни. Фрэнк Синатра сказал про это лучше всего: «Если вам нужна телка, которая знает, как выжимать лимоны для лимонада, возьмите Мэрилин Монро». В данном случае она сумела сделать из кислых лимонов отличный лимонный пирог.
С этого момента образ Мэрилин Монро как сексуальной богини был непререкаем. В течение многих последующих лет обложки журналов — например, «Лайф», вскоре после того, как всплыли эти снимки обнаженного тела Мэрилин, — и провокационные фотовыставки подчеркнут ее идеальную сексуальность так, как это не случалось ни с одной другой актрисой. К тому же она никогда не была вульгарной — это было частью ее гения. Иногда она очень близко подходила к опасной черте, но очень точно ощущала границу благопристойности и никогда не пересекала ее. Многие пытались подражать ей — например, актрисы вроде Джейн Мэнсфилд и Ким Новак, — но они никогда так и не смогли встать с ней вровень.
За прошедшие с тех пор годы множество людей претендовало на роль человека, который «открыл» Мэрилин Монро. Возможно, человек, который действительно заслужил эту честь, — парень, который дал ей пять долларов на такси и свою визитную карточку в тот день, когда у нее сломалась машина и она иначе не смогла бы добраться на пробы: Том Келли, фотограф, который на самом деле открыл для мира Мэрилин Монро.
|